111 (Республиканский телефон доверия),
903152 (телефон доверия Управления образования по Акмолинской области),
8(71645)-6-35-14 (Отдел образования по городу Степногорск);
8(71645)5-57=60 (ГККП «Детский сад «Балауса»)
Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения
Приложение 1
к постановлению Правительства
Республики Казахстан
от «13» мая 2016
года
№ 292
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 23 августа 2012 года
№ 1080
Государственный общеобязательный
стандарт
дошкольного воспитания и обучения
1. Общие
положения
1.
Настоящий
государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения (далее
– стандарт) разработан в соответствии с Законом Республики Казахстан от 27 июля
2007 года «Об
образовании» и определяет требования к уровню подготовки детей дошкольного
возраста, содержанию дошкольного воспитания и обучения, максимальному объему
учебной нагрузки.
В стандарте
применяются термины в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании». В дополнение к ним включены
следующие термины и их определения:
1) индикатор – показатель уровня
развития ребенка;
2) интеграция – процесс
установления связи между структурными компонентами содержания;
3) инклюзивное образование – процесс,
обеспечивающий равный доступ к воспитанию и обучению всех детей с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
4) образовательная среда – целостная
характеристика внутренней жизни дошкольной организации, построенной в логике
перспективных задач и набора средств, используемых для эффективного
личностного, эмоционального, социального и интеллектуального развития детей
дошкольного возраста;
5)
образовательная
траектория – непрерывный процесс развития ребенка, который намечает педагог
совместно с родителями и другими специалистами для достижения определенной
цели;
6)
организованная
учебная деятельность – один из видов деятельности, организованный педагогом и
направленный на усвоение знаний, приобретение умений и навыков, необходимых для
применения знаний на практике;
7)
организация жизнедеятельности детей в
дошкольной организации –рациональное распределение времени и создание благоприятных условий для
физического, нравственного и интеллектуального развития детей с учетом их
возрастных особенностей;
8)
предметно-пространственная развивающая среда –
система условий, обеспечивающая личностное, эмоциональное, социальное и
интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста
9)
режим дня – рациональное распределение
времени и правильная взаимопоследовательность различных видов деятельности и отдыха в течение
суток, способствующие нормальному развитию ребенка и укреплению его здоровья;
10)
типовой
учебный план – государственный
нормативный документ, составленный на основе стандарта, обеспечивающий
образовательный процесс в дошкольной организации.
2. Дошкольные организации Республики Казахстан
осуществляют образовательную деятельность в соответствии с:
1) настоящим стандартом;
2) типовыми учебными планами;
3) общеобразовательной учебной программой;
4) другими нормативными правовыми актами Республики
Казахстан в области дошкольного воспитания и обучения.
3. Государственный общеобязательный стандарт
дошкольного воспитания и обучения:
1) определяет содержание дошкольного воспитания и
обучения;
2) устанавливает требования к максимальному объему
учебной нагрузки, содержанию
предметно-пространственной развивающей среды, уровню подготовки воспитанников,
организации образовательного процесса дошкольных организаций.
4. Требования стандарта
обязательны при разработке:
1) типовых учебных планов;
2) общеобразовательной учебной программы дошкольного
воспитания и обучения, которая является основой для разработки образовательных и
дополнительных программ, направленных на реализацию интересов и склонностей
ребенка;
3) образовательной программы предшкольной подготовки;
4) осуществлении образовательного процесса в
дошкольных организациях, независимо от их ведомственной подчиненности, форм
собственности, типов и видов;
5) учебно-дидактических пособий и методических
рекомендаций для дошкольных организаций;
6) требований государственной аттестации деятельности
дошкольных организаций и педагогов;
7) образовательной программы для
детей с особыми образовательными потребностями (имеющих различные отклонения в психическом
или физическом развитии);
8) образовательных программ
дополнительного образования по развитию интересов и склонностей детей;
9) программы курсов повышения квалификации
педагогических кадров.
5. В разделе «Требования к уровню
подготовки воспитанников» указаны ожидаемые результаты по образовательным
областям, реализуемым через организованную учебную деятельность и режимные процессы на основе
психолого-педагогической диагностики достижений каждого ребенка.
6. В разделе «Требования к
содержанию образования» указаны цель дошкольного образования, нормативные сроки
освоения общеобразовательной учебной программы, объем содержания, подлежащий
обязательному освоению детьми в дошкольных организациях и предшкольных классах
общеобразовательных школ, независимо от их типа, вида и форм собственности, а
также языка обучения.
7. В разделе «Требования к
максимальному объему учебной нагрузки» указаны продолжительность организованной
учебной деятельности согласно возрастной периодизации и проведение ее в
соответствии с требованиями санитарных правил.
2.
Требования к уровню подготовки воспитанников
8. Содержание общеобразовательной
учебной программы дошкольного воспитания и обучения направлено на:
1) повышение
качества содержания дошкольного воспитания и обучения за счет достижения
системы целей, представленной в виде ожидаемых результатов;
2) формирование
духовно-нравственных и социально-культурных ценностей, основанных на национальных
традициях, а также общечеловеческих правилах
и нормах;
3) обеспечение единства требований к содержанию дошкольного воспитания и
обучения, принципов системности, целостности, преемственности и непрерывности между дошкольным
и начальным уровнями образования с учетом воспитательных,
развивающих и обучающих целей и задач;
4) создание психолого-педагогических
условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья детей, в том числе
детей с особыми образовательными потребностями;
5) подготовку к постепенному переходу от игровой
деятельности к учебной с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей
дошкольного возраста;
6) развитие способностей, наклонностей, задатков и
дарований в различных видах детской деятельности на основе индивидуального
подхода;
7) формирование элементарных двигательных,
коммуникативных, познавательных, творческих знаний, умений и навыков,
предусматривающих создание равных стартовых возможностей для обучения детей
дошкольного возраста в начальной школе.
9. Уровни
овладения навыками по каждой возрастной группе приведены в таблицах
1, 2, 3, 4, 5 согласно приложению к стандарту.
10. Сформированные навыки ребенка
задают модель выпускника дошкольной организации:
1) физически развитый;
2) любознательный;
3) активный;
4) эмоционально отзывчивый;
5) овладевший средствами общения и способами
взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
6) имеющий первичные представления о себе, семье,
обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе;
7) овладевший необходимыми умениями и навыками для
обучения в школе.
3. Требования к содержанию
дошкольного воспитания и обучения
11. Целью дошкольного воспитания и обучения является
формирование первоначальных знаний, умений и навыков, необходимых для
становления личности на данном возрастном этапе.
12. Дошкольное воспитание и обучение направлено на:
1) привитие общечеловеческих ценностей, являющихся
основой для формирования личностных качеств ребенка, необходимых в течение всей
жизни;
2) реализацию содержания образования, базирующегося на
народных традициях, обычаях и нравах, литературе и искусстве, фольклоре и
культурном наследии страны;
3) создание условий
для инклюзивного образования детей с особыми потребностями;
4) обеспечение психолого-педагогической консультационной
поддержки родителей, повышение их компетентностей в вопросах развития детей,
охваченных и не охваченных дошкольным воспитанием и обучением.
13. Содержание дошкольного воспитания и обучения
основано на пяти образовательных областях: «Здоровье», «Коммуникация»,
«Познание», «Творчество», «Социум», которое реализуется путем их интеграции
через организацию различных видов деятельности.
14. Образовательная
область «Здоровье».
Цель: развитие сознательного отношения к
собственному здоровью, понимание того, что здоровье – главная ценность,
дарованная человеку природой, развитие двигательной активности и формирование
физических качеств.
Образовательная
область «Здоровье» включает развитие физических качеств; совершенствование
основных видов движений; формирование двигательных навыков; организацию и
проведение различных подвижных игр; выполнение спортивных упражнений (катание
на санках, лыжах, велосипеде, плавание); знакомство с элементами спортивных игр
(футбол, баскетбол, бадминтон и др.).
Содержание
образовательной области «Здоровье» направлено на охрану и укрепление здоровья
ребенка; формирование навыков безопасного поведения в быту, на улице, в
условиях природы и обогащение двигательного опыта детей через совершенствование
основных движений; совершенствование у воспитанников потребности в двигательной
активности, используя творческие, познавательные и речевые способности.
Организованная учебная
деятельность в образовательной области «Здоровье»:
1) физическая культура;
2) основы безопасного
поведения.
15. Образовательная
область «Коммуникация».
Цель:
развитие у ребенка коммуникативных навыков, необходимых
для воспитания полиязычной личности, способной
общаться с окружающими людьми.
Образовательная
область «Коммуникация»
включает
развитие устной и связной речи детей в различных формах и видах детской
деятельности, творческой речевой деятельности; воспитание звуковой культуры
речи; обогащение активного словаря; формирование грамматической стороны речи,
развитие знакомства с детской литературой,
выразительное чтение и пересказывание; развитие государственного, русского,
английского и других языков.
Содержание образовательной области
«Коммуникация» направлено на развитие навыков свободного общения со взрослыми и
детьми; внимания, интереса к слову, детской литературе.
Организованная учебная
деятельность в образовательной области «Коммуникация»:
1)
развитие речи;
2) художественная литература;
3) основы грамоты;
4) казахский язык (в группах с русским языком обучения),
русский язык (в группах с казахским языком обучения) и один из
иностранных языков;
5)
драма.
16. Образовательная
область «Познание».
Цель: развитие личности дошкольника,
владеющего элементарными навыками познавательной деятельности, необходимыми для
взаимодействия с окружающим миром.
Образовательная
область «Познание» включает формирование элементарных математических
представлений: совершенствование представлений о множестве, навыки
количественного счета, формирование представлений о геометрических фигурах, ориентировка
в пространстве и времени; конструирование из строительного, природного и
бросового материалов и деталей конструктора; расширение знаний о предметах и
явлениях живой и неживой природы, знание о сезонных явлениях, расширение знаний
о растениях, представлений о социокультурных ценностях казахского и других
народов, традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, особенностях
ее природы.
Организованная учебная
деятельность в образовательной области «Познание»:
1)
формирование элементарных математических представлений, сенсорика в
группах ясельного возраста (от 1 года до 3 лет);
2) конструирование;
3)
естествознание.
17. Образовательная
область «Творчество».
Цель: Развитие чувственно-эмоциональной
сферы и воображения у ребенка, как основы культуры творческого мышления.
Образовательная область «Творчество» включает
рисование; лепку,
аппликацию,
развитие восприятия и понимания произведений искусства, становление
эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных
представлений о видах искусства; восприятие музыки, произведений отечественных
композиторов, национальных музыкальных инструментов, художественной литературы,
фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Организованная учебная
деятельность в образовательной области «Творчество»:
1) рисование;
2) лепка;
3) аппликация;
4) музыка.
18. Образовательная
область «Социум».
Цель: воспитание любви к Родине,
уважения к старшим, позитивного поведения и доброжелательного отношения к
окружающим.
Образовательная область «Социум»
включает в себя усвоение нравственных норм поведения в обществе, а также
общечеловеческих ценностей, умение ребенка общаться со взрослыми и
сверстниками; умение быть самостоятельным, отвечать за свои поступки,
целенаправленности и регулирования своих действий; развитие нравственных
качеств: отзывчивости, сопереживания, уважительного отношения к своим родным и
близким, чувства привязанности к своей семье; соблюдение традиций и обычаев,
знание и уважение истории, быта казахского народа; расширение представления о
том, что Казахстан наш общий дом, а так же уважение традиций, культуры других
народов; формирование интереса к различным видам труда и творчества; воспитание
основам безопасного поведения в быту, обществе и природе.
Организованная учебная деятельность в
образовательной области «Социум»:
1)
самопознание;
2) ознакомление
с окружающим миром;
3) основы
экологии.
19.
Отслеживание уровня воспитания и обучения детей осуществляется на основе
мониторинга достижений ребенка в соответствии с возрастом ребенка:
1)
1-уровень
–
ребенок воспроизводит те или иные действие и знания;
2)
2-уровень
– ребенок понимает, что делает, владеет определенным запасом знаний;
3)
3-уровень
–
ребенок применяет то, что он знает и умеет, самостоятельно и творчески
использует знания.
Индикаторы,
как показатели,
обеспечивают
мониторинг развития ребенка и являются основой
планирования его индивидуального развития.
20. Срок освоения
общеобразовательных учебных программ дошкольного воспитания и обучения – 5
(6) лет. Возрастная периодизация и возрастные группы следующие:
1) ясельный возраст – от 1 года до 3 лет:
ранний возраст – от 1
года до 2 лет (группа раннего возраста);
младший возраст – от 2 до 3 лет (первая младшая
группа);
2) дошкольный возраст
– от 3 до 6 (7) лет:
младший дошкольный возраст – от 3 до 4 лет (вторая младшая группа);
средний дошкольный возраст – от 4
до 5 лет (средняя группа);
старший дошкольный возраст – от 5 до 6 (7) лет (от 5 до 6 лет - старшая группа в дошкольной
организации, от 6 до 7 лет - класс предшкольной подготовки в общеобразовательной школе, лицее,
гимназии).
4. Требования к максимальному объему учебной
нагрузки
21. Максимальный допустимый объем недельной учебной
нагрузки воспитанников и обучающихся, продолжительности организованной учебной
деятельности вводится с целью защиты здоровья и психики ребенка.
22. Учебные нагрузки всех возрастных уровней
дошкольного образования установлены в типовом учебном плане.
Продолжительность
организованной учебной деятельности составляет:
для
детей раннего возраста – 7-15 минут;
для
детей среднего дошкольного возраста – 15-20 минут;
для
детей старшего дошкольного возраста – 25-30 минут.
23. Нормативная учебная нагрузка в неделю для исчисления
месячной заработной платы педагогических работников дошкольных
организаций и предшкольных классов организаций образования на основании Закона Республики
Казахстан от 27 июля 2007
года «Об образовании» составляет 24 часа (20 часов предусмотрены на основную учебную нагрузку,
направленную на реализацию содержания пяти образовательных областей государственного общеобязательного стандарта образования, и 4 часа –
на
другие виды деятельности (игровая, самостоятельная, творческая, индивидуальная
работа и т.д.), реализуемые согласно режиму
дня дошкольной организации).
_________________
Приложение
к государственному
общеобязательному
стандарту
дошкольного
воспитания и обучения
Таблица 1
Здоровьесберегающие навыки
№ п/п |
Перечень навыков |
От 1 года до 2-х лет |
От 2-х до 3 лет |
От 3-х до 4-х лет |
От 4-х до 5-ти лет |
От 5-ти до 6-ти лет |
От 6-ти до 7-ми лет |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Культурно-гигиенические навыки |
Выполняет элементарные навыки умывания, одевания, раздевания с помощью взрослого |
Владеет первоначальными навыками личной гигиены |
Знает и соблюдает правила личной гигиены |
Знает последовательность выполнения гигиенических процедур |
Самостоятельно выполняет гигиенические процедуры |
Владеет навыками самообслуживания и взаимопомощи при проведении гигиенических процедур, знает и выполняет все способы закаливания |
2 |
Физическая культура |
Умеет ходить и бегать в заданном направлении |
Владеет первоначальными навыками бега, лазания, прыжков |
Владеет элементарными навыками выполнения основных видов движений |
Умеет выполнять самостоятельно жизненно важные движения |
Проявляет творческий подход при выполнении основных движений |
Умеет выполнять основные виды движений, достигая качественных и количественных показателей, соответствующих возрасту |
3 |
Самостоятельная двигательная активность |
Умеет играть рядом, самостоятельно находить яркие, привлекающие внимание предметы в пространстве |
Умеет играть в небольшой подгруппе |
Умеет соблюдать элементарные правила в совместных играх |
Умеет самостоятельно играть в различные игры и соблюдать все правила игры |
Владеет навыками организации подвижных игр с группой детей |
Умеет произвольно управлять своими движениями и осознанно следовать правилам игры. Сформирован элементарный самоконтроль за двигательной деятельностью |
4 |
Здоровый образ жизни |
Знает приемы повседневного закаливания |
Проявляет положительные эмоции при проведении закаливающих процедур и соблюдает осторожность в опасных ситуациях |
Знает элементарные правила здорового образа жизни, выполняет по показу взрослого приемы закаливания |
Знает и соблюдает элементарные правила поведения в детском саду. Умеет обращаться с растениями, животными и насекомыми |
Выполняет осознанно правила безопасности. Понимает важность и необходимость закаливающих процедур |
Знает способы закаливания организма и сохранения правильной осанки. Соблюдает режим дня. |
Таблица 2
Коммуникативно-языковые навыки
№п/п |
Перечень навыков |
От 1 года до 2-х лет |
От 2-х до 3-х лет |
От 3-х до 4-х лет |
От 4-х до 5-ти лет |
От 5-ти до 6-ти лет |
От 6-ти до 7-ми лет |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Культура общения |
Умеет выполнять просьбу, выраженную простым предложением |
Умеет вступать в контакт со сверстниками |
Понимает речь взрослого, умеет слушать вопросы и отвечать на них |
Умеет вступать в контакт со взрослыми, детьми и выполнять их просьбы |
Знает правила поведения в общественных местах и соблюдает их |
Владеет: правилами общения; несловесными средствами общения; речевым этикетом |
2 |
Грамматический строй речи |
Умеет пользоваться простыми словами и объяснять их |
Умеет выразить свою мысль, чтобы быть понятым |
Умеет применять необходимые слова и словосочетания |
Умеет согласованно составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с помощью вопросов взрослого |
Умеет проявлять критическое отношение к речи и стремится говорить грамматически правильно |
Умеет грамматически правильно конструировать словосочетания и предложения. Использует в речи трудные формы знакомых слов |
3 |
Звуковая культура речи |
Умеет отчетливо произносить гласные и доступные в артикуляционном отношении согласные звуки |
Умеет правильно артикулировать гласные и согласные звуки |
Умеет четко произносить слова, вслушиваясь в их звучание |
Умеет правильно произносить все звуки родного языка |
Умеет активно играть со словами, дифференцируя звуки, пользуясь различными способами интонационной выразительности |
Умеет: говорить чисто, правильно, выразительно; классифицировать звуки, составлять слоги и слова с помощью условных звуковых обозначений |
4 |
Словарный запас |
Воспроизводит правильно слова и фразы, произнесенные взрослыми |
Умеет отвечать на вопросы о себе, членах семьи, любимых игрушках |
Называет все действия, предметы, явления, их признаки и качества |
Умеет пользоваться словами, не опираясь на наглядно представленную ситуацию, активизировать в речи глаголы |
Понимает многозначность слова, используя в речи антонимы, синонимы |
Владеет навыками словообразования. Умеет объяснять значения слов и употреблять в речи признаки, свойства предметов |
5 |
Связная речь |
Умеет выражать словами и короткими фразами просьбу, внимательно слушать задание и передавать его другому лицу |
Умеет пользоваться словами для выражения желаний, чувств, мыслей |
Умеет правильно отвечать на вопросы при рассматривании картин, предметов, наблюдать за объектом живой и неживой природы |
Владеет основной формой общения, диалогической речью. Умеет использовать высказывания из 2-3 предложений |
Умеет составить монолог, употребляя разные части речи, эпитеты и сравнения |
Умеет связно, последовательно составлять рассказ по картине, заданной тематике, высказываясь простыми распространенными предложениями |
6 |
Творческая речевая деятельность |
Понимает несложный сюжет маленьких инсценировок с игрушками и умеет подражать их действиям |
Умеет рассказывать наизусть потешки для пальчиковых игр |
Умеет применять простейшие приемы интонационной выразительности речи для характеристики персонажей |
Умеет рассказывать знакомые сказки, сочинять небольшие рассказы по игрушкам |
Умеет сочинять истории, понимает и использует слова в переносном и иносказательном смысле |
Умеет рассказывать различные истории, сочиняет сказки, проявляет интерес к игре с рифмой и словом |
7 |
Восприятие произведений |
Понимает короткие рассказы, стихотворения, потешки с использованием соответствующих картинок |
Умеет эмоционально откликаться на произведения устного народного творчества |
Умеет передать свое отношение к персонажу, различным событиям |
Умеет называть несколько произведений, которые ему нравятся, использовать литературные образы в игре |
Проявляет интерес к книгам, может выразительно читать наизусть стихи |
Умеет пересказывать текст знакомых произведений по зрительной опоре |
8 |
Основы грамоты |
|
|
|
|
Умеет проводить анализ в трехзвуковых словах. Умеет слышать и выделять ударный слог. |
Применяет знания при анализе произношения и звучания звуков. Проводит звуковой анализ 4-х звуковых слов, характеризует звуки. |
Таблица 3
Познавательные навыки
№ п/п |
Перечень навыков |
От 1 года до 2-х лет |
От 2-х до 3 лет |
От 3-х до 4-х лет |
От 4-х до 5-ти лет |
От 5-ти до 6-ти лет |
От 6-ти до 7-ми лет |
1 |
2 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Ориентировка в свойствах предметов |
Умеет группировать однородные предметы по одному из следующих признаков (величина, форма). Различает четыре основных цвета |
Различает основные цвета, форму, величину, фактуру предметов |
Знает и называет характерные отличия предметов способом сравнения (наложения, приложения) |
Умеет называть признаки и характерные отличия предметов на основе осязательного, слухового и обонятельного восприятия |
Умеет рассматривать свойства и признаки предметов как категории познавательной деятельности |
Владеет знаниями о свойствах и разновидностях различных материалов, используемых для изготовления предметов в зависимости от их назначения и применения в жизни человека |
2 |
Познание окружающего мира |
Владеет знаниями о себе, семье. Узнает животных, растения, предметы ближайшего окружения |
Проявляет любознательность,особый интерес к людям и их поступкам |
Владеет способностью замечать и называть простейшие изменения в природе, погоде. Понимает и называет значения сигналов светофора |
Понимает простейшие причинно-следственные связи в живой, неживой природе и общественной жизни |
Умеет систематизировать, группировать и решать познавательные задачи в наглядно-действенном и наглядно-образном плане. Владеет способностями находить сходство и различие |
Умеет обобщать представления об объектах окружающей действительности на основе выделения характерных и существенных признаков |
3 |
Конструктивные навыки |
Умеет составлять элементарные конструкции при помощи взрослого |
Воспроизводит простые конструкции по показу взрослого (умеет накладывать, приставлять, прикладывать) |
Умеет использовать строительный материал, варьируя различными способами. Знает и называет их основные детали |
Проявляет самостоятельность при выборе материала для конструкции, стремится выполнять постройки |
Владеет несколькими простыми обобщенными способами конструирования и использует одни и те же способы для получения разных результатов |
Владеет практическим моделированием реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков |
4 |
Основы экологической культуры |
Умеет различать живые существа, растения, проявляет к ним интерес |
Умеет проявлять доброжелательное и бережное отношение к животным |
Умеет выполнять элементарные трудовые поручения совместно со взрослыми по уходу за растениями |
Владеет некоторыми нормами поведения на природе |
Понимает многообразие окружающего мира. Знает признаки и свойства растений, среду обитания животных |
Умеет: различать и называть животных и растения по мелким отличительным признакам. Умеет ухаживать за обитателями живого уголка. Умеет соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях |
5 |
Элементар-ные математические представления |
Понимает указания взрослого и может найти предмет в окружающем пространстве |
Владеет первоначальными навыками ориентировки в пространстве |
Умеет демонстрировать элементарные представления о времени, пространстве |
Имеет представление о времени (части суток: утро, день, ночь; дни: сегодня, вчера, завтра) понятиях: быстро, медленно |
Знает структурные характеристики геометрических фигур, количественные отношения в прямом и обратном порядке |
Умеет: классифицировать объекты по разным признакам; устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов; владеет приемами логического мышления. |
6 |
Поисковая и экспериментальная деятельность |
Владеет умением вталкивать в различные углубления (отверстия) предметы в соответствии с их формой углубления |
Умеет экспериментировать с различными предметами (разъединять, соединять, конструировать) |
Умеет самостоятельно экспериментировать со знакомыми материалами |
Умеет целенаправленно экспериментировать, моделировать с новыми материалами и выделять наиболее общие признаки между предметами |
Умеет последовательно и результативно экспериментировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи |
Умеет ставить цель в экспериментальной деятельности, достигать результата |
7 |
Работа с информацией |
|
Проявляет интерес к различным источникам информации |
Определяет разницу в старой и новой информации |
Понимает необходимость в получении новой информации |
Понимает и умеет как представить новую информацию, кому она будет интересна |
Владеет умением анализировать полученную информацию и использовать её осознанно |
Таблица 4
Творческие навыки
№ п/п |
Перечень навыков |
От 1 года до 2-х лет |
От 2-х до 3 лет |
От 3-х до 4-х лет |
От 4-х до 5-ти лет |
От 5-ти до 6-ти лет |
От 6-ти до 7-ми лет |
1 |
2 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Музыкальная деятельность |
Умеет передать веселый характер плясовой мелодии несложными движениями |
Знает музыкальные инструменты, различает высокое и низкое звучание музыкальной фразы, проявляет желание петь совместно со взрослыми |
Различает темп музыкального произведения, различает звуки по высоте, реагирует на начало и окончание мелодии |
Различает тембры голоса, поет протяжно, четко произносит слова; выполняет танцевальные, музыкально-ритмические движения |
Владеет простейшими навыками игры на детских музыкальных инструментах, различает основные свойства музыкального звука, длительность, тембр. Владеет способностями к певческой импровизации |
Умеет: различать мелодию и аккомпонирующий музыкальный инструмент, звуки регистра. Умеет воспринимать и воспроизводить минорное и мажорное звучание при игре на детских инструментах, пении и танце |
2 |
Продуктивная деятельность |
Заполняет лист бумаги яркими пятнами, мазками, лепит плоские, круглые формы |
Владеет навыками лепки (проделывает углубления, украшает предметы). Умеет проводить на листе бумаги прямые вертикальные, горизонтальные волнообразные линии |
Владеет основными техническими навыками и умениями, необходимыми для изобразительной деятельности |
Имеет представление о видах изобразительного искусства (живопись, скульптура, народное искусство) |
Самостоятельно выбирает технические способы и средства изображения в соответствии с характером образа. |
Умеет самостоятельно применять различные технические средства, дополнять и украшать работу новыми деталями |
3 |
Эстетическое восприятие окружающего мира |
Всматривается в яркие цвета красок, проявляет восхищение, радость |
Проявляет радость, эмоциональный отклик при рассматривании народных игрушек, отмечает их яркость, красочность |
Проявляет интерес к различным видам изобразительного искусства, использует материалы аккуратно |
Ритмично располагает геометрические формы и растительные элементы. Эмоционально воспринимает танцевальный характер музыки, замечает красоту окружающего мира |
Проявляет интерес к декоративному искусству, дизайну, выбирает и обосновывает приемы работы, использует рационально материалы для работы, эмоционально откликается на красоту природы, одежду и убранство помещений |
Имеет представление о значении цветовой насыщенности (фактуры) рассматриваемого предмета. Владеет навыками первичного анализа произведений искусства в контексте других видов искусства |
Таблица 5
Социальные навыки
№ п/п |
Перечень навыков |
От 1 года до 2-х лет |
От 2-х до 3 лет |
От 3-х до 4-х лет |
От 4-х до 5-ти лет |
От 5-ти до 6-ти лет |
От 6-ти до 7-ми лет |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Навыки культуры поведения |
Владеет элементарными нормами поведения и сформированы положительные привычки |
Понимает нормы и правила поведения, использует слова приветствия, прощания, благодарности |
Владеет знаниями о человеческих отношениях, понимает эмоциональное состояние |
Проявляет элементарную заботу о близких и окружающих людях |
Умеет просить помощь в необходимых ситуациях, уважает желания других людей |
Знает о нравственных нормах поведения, этикете, правилах поведения на природе |
2 |
Взаимодействие со взрослыми и сверстниками |
Умеет внимательно слушать взрослого, выполняет его указания. Запоминает и выполняет несложные поручения |
Проявляет отзывчивость, доброжелательность, сочувствие к близким людям, сверстникам |
Умеет входить в устойчивые игровые объединения со сверстниками и общаться со взрослыми на познавательные темы |
Выполняет совместные со взрослыми трудовые действия. Осознает свое положение среди сверстников и свое «Я» |
Умеет сотрудничать со взрослыми и сверстниками, ставить общую цель и обсуждать их результаты |
Умеет дружно включаться в совместную деятельность со взрослыми, стремиться быть полезным и получать удовлетворение |
3 |
Представление о нравственных нормах |
Умеет пользоваться словами, необходимыми для выражения желаний и налаживания взаимоотношений с окружающими |
Знает и понимает, что такое «хорошо», а что такое «плохо» |
Умеет оценивать свой поступок и сказочных персонажей |
Соблюдает нравственные нормы и правила поведения в обществе |
Соблюдает нравственные нормы поведения, испытывает радость, удовлетворение от хороших поступков, переживание при нарушении моральных норм |
Знает этические нормы и ценности своего и других народов, проявляет эмпатию, толерантность. Владеет умением взаимосвязи в социальном мире, коммуникативными навыками по соблюдению правил общественного порядка |
_______________________