111 (Республиканский телефон доверия),
903152 (телефон доверия Управления образования по Акмолинской области),
8(71645)-6-35-14 (Отдел образования по городу Степногорск);
8(71645)5-57=60 (ГККП «Детский сад «Балауса»)
В связи с переходом значительного количества организаций образования в разряд инклюзивных в настоящее время ведется серьезная целенаправленная работа по модернизации их учебной и материально-технической базы (далее – МТБ).
При этом реорганизация МТБ происходит преимущественно в виде "организации доступности физической (архитектурной) среды" для детей с ограниченными возможностями. Внимание некоторых администраторов обращено на обеспечение школ специальным транспортом, который будет доставлять детей с ограниченными возможностями развития к учебному заведению. Наиболее "продвинутые" руководители организуют подготовку собственных кадров – логопедов, психологов, учителей-дефектологов, а также повышение квалификации. Инклюзивное образование достижимо в той социальной среде, которая готова к восприятию самой этой идеи. Еще одним препятствием на пути эффективного включения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс являются страхи родителей детей с нормальным развитием в отношении инклюзивного образования. Они опасаются, прежде всего, снижения качества знаний собственных детей, мотивируя тем, что дети с ограниченными возможностями развития будут занимать всё внимание учителя из-за якобы сниженных познавательных способностей. Существенными являются также страхи родителей относительно возможной небезопасности совместного обучения. В свою очередь, опасения родителей детей с ограниченными возможностями развития заключаются в обоснованных трудностях общения со своими сверстниками и неуспешности в учебной деятельности. Указанные стереотипы, страхи, отсутствие достоверных знаний, неверная информация способствуют развитию у большинства участников образовательного процесса негативного отношения к инклюзивному образованию. Ведущая роль в процессе формирования толерантного и равноправного отношения принадлежит руководителю организации образования. Научить этому невозможно, оно приобретается в процессе воспитания, переработки соответствующей информации и жизненного опыта. Поэтому для формирования толерантного и равноправного отношения в инклюзивном детском коллективе необходима серьезная трансформация взглядов педагогов на сущность процесса обучения и воспитания, изменение установок и целей. Первоочередная задача руководителя – предупреждение появления в учебном процессе психотравмирующих и стрессогенных ситуаций. Для ее решения целесообразно осуществлять разъяснительную деятельность в следующих направлениях: Диагностическая – выявление с помощью анкетирования и специально организованного опроса уровня представлений всех участников образовательного процесса об инклюзивном образовании и мнения каждого члена коллектива по вопросу совместного обучения детей. На основе данных руководитель сможет оценить реальную ситуацию, сложившуюся в школьном сообществе, конкретные условия реализации инклюзивного процесса, наличие негативных установок и стереотипов. В это же направление деятельности включается совместная работа с психологом по оценке эмоционально-волевой, коммуникативно-поведенческой и личностной сфер каждого поступающего в школу ребенка с ограниченными возможностями развития, а также изучение личностных особенностей родителей этих детей. Полученная информация должна составить основу планирования деятельности всей школы, предусматривать мероприятия, направленные на формирование позитивного отношения обучающихся, педагогов и родителей к инклюзивному образованию. В аналитических отчетах работы школы за учебный год руководителю необходимо отразить результативность указанных мероприятий. Организационная – планирование работы методических объединений, работа с учителями по повышению психологической грамотности, совершенствование квалификации в вопросах развития у окружающих терпимости к другому мнению, к своим и чужим недостаткам и особенностям. Основная цель данной деятельности заключается в создании для каждого учащегося школы благоприятной социально-психологической обстановки доверия и доброжелательности, снятие страхов и отрицательных стереотипов в отношении других детей, организация сотрудничества и установление взаимопонимания и взаимопомощи. Для реализации данной цели в качестве эффективных форм работы администрации с педагогами можно рекомендоватьпрохождение педагогами курсов повышения квалификации, а также посещение психологических тренингов и обучающих семинаров по специальной (коррекционной) педагогике. Руководителю школы в данном вопросе необходимо опираться на поддержку психолога. Именно его деятельность следует ориентировать на формирование равноправных отношений и адекватной межличностной коммуникации между всеми родителями и детьми. Психолог проводит ролевые и деловые игры, тренинги и другие организационные формы по вопросу установления адекватного и продуктивного межличностного общения и толерантных взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса. Следует обращать внимание на детей с ограниченными возможностями развития, выявляя и фиксируя динамику происходящих личностных изменений у этих детей. Организовывать совместную деятельность с родителями, клубами и центрами дополнительного образования, детскими объединениями, спортивными секциями и др. В обязанности психолога дополнительно включается соблюдение следующих видов деятельности: психологическое просвещение учителей, воспитателей, родителей (лиц их заменяющих); консультирование и оказание помощи в организации эффективного взаимодействия между детьми в учебном процессе и за его пределами; проведение специальных занятий по коррекции эмоционально-волевых, коммуникативно-поведенческих и личностных нарушений; оказание психологической поддержки родителям относительно затруднений, возникающих в процессе сотрудничества и взаимодействия с учителями и одноклассниками; консультирование семей, направленное на оптимизацию внутрисемейной атмосферы, формирование адекватного воспитательного подхода к ребенку, улучшение эмоционального контакта с ним, соотнесение возможностей ребенка с требованиями учебного процесса и др. Информационно-разъяснительная – предусматривает систематическое представление пропагандистских и разъяснительных материалов по актуальным вопросам инклюзивного образования в виде буклетов, на стендах, в информационных уголках, на электроном сайте школы, в школьной газете. В реализации данного направления целесообразно привлекать специалистов: дефектологов из ближайших специальных школ; консультационных пунктов для родителей; кабинетов психолого-педагогической коррекции; реабилитационного центра и других специальных (коррекционных) организаций. Продуктивной формой работы администрации является создание специальной библиотеки по проблемам инклюзивного образования для родителей. Подбор рекомендуемой литературы помогут осуществить специалисты-дефектологи, психологи и логопеды, а школьные учителя будут привлекать всех родителей к чтению этой литературы. Реализация указанных направлений деятельности способствует полноценному включению детей с ограниченными возможностями развития в образовательный процесс. Проблема включения детей с ограниченными возможностями развития может быть успешно решена при условии эффективного формирования межличностной коммуникации и толерантных взаимоотношений со стороны всех участников образовательного процесса. Необходимо создать единую команду педагогов, учащихся и их родителей, которая будет основана на принципах кооперации, взаимного уважения, понимания, терпимости и заинтересована в обеспечении благополучной образовательной среды для всех детей, включая детей с ограниченными возможностями развития. Источник: Электронная система «ACTUALIS: Образование»
Источник: https://edu.mcfr.kz/article/2029-qqq-16-m11-13-11-2016-inklyuzivnyy-detskiy-kollektiv